Меню

Кондиционер как настроить климат контроль

Значки и кнопки на пульте управления кондиционером

Приветствую всех на сайте Кондиционерщик! Сегодня я постараюсь написать наиболее понятную инструкцию по управлению бытовой сплит-системой. Надеюсь, что после прочтения каждый пользователь сможет управлять абсолютно любым кондиционером.

Перед включением «сплита» убедитесь, что температура на улице соответствует его условиям эксплуатации. Если для вашей модели вы не знаете допустимых уличных температур, то не рекомендую включать прибор при температуре на улице ниже нуля градусов. Подробнее об этом читайте здесь.

Начну с того, что для использования кондиционера он должен быть подключен к сети. Обычно он подключается или вилкой в розетку или через «автомат» в электрическом щитке. При подаче «питания» на прибор вы услышите звуковой сигнал от внутреннего блока или увидите разовое открытие/закрытие жалюзи. Если электропитание не поступает, то читайте возможные причины.

P.S. Бывает, что некоторые кондиционеры автоматически включаются после подачи «питания» – в этом нет ничего страшного. Просто продолжайте его настраивать по инструкции.

Далее берем в руки пульт…

Инструкция к пульту кондиционера – что означают кнопки и значки

Расположу все функции и кнопки в порядке важности от часто нажимаемых к редко используемым.

  1. Чтобы включить кондиционер нужно один раз нажать кнопку «on/off» – обычно это самая большая выделенная ярким цветом кнопка.

Возможно, после нажатия кнопки прибор запустится не сразу (это зависит от выбранного режима и температуры).

  1. Чтобы включить нужный режим есть кнопка «Mode» (может быть отображена на пульте в виде нескольких маленьких значков – снежинка/солнышко/капелька). При её нажатии режимы кондиционера переключаются последовательно. В большинстве приборов 5 режимов:
  • автоматический (надпись «auto» или значок «треугольника» или другое);
  • охлаждение (надпись «cool» или значок «снежинка»);
  • обогрев (надпись «heat» или значок «солнышко»);
  • осушение (надпись «dry» или значок «капелька»);
  • вентилирование (надпись «fan» или значок «вентилятора» — важно не путать режим «fan» с кнопкой регулировки скорости «fan»).

После включения нужного режима важно подождать 5-10 минут пока «кондёр» перестроится.

P.S. Редко попадаются пульты, где режимы включаются не кнопкой Mode, а отдельными кнопками режимов – Cool, Heat, Dry и прочее.

  1. Чтобы настроить температуру на каждом пульте есть кнопки «Temp». Они могут быть в виде «стрелок» или значков «+»/«-».

Принцип работы простой – какую температуру настроили на пульте, такую кондиционер будет поддерживать в комнате. Например, если настроили 25, то далее прибор будет стараться поддерживать в помещении +25 градусов (многие ошибочно думают что чем выше цифра, тем холоднее прибор будет дуть – это неверно. )

  • Конечно, если кондиционер неправильно рассчитан, то он никогда не добьется нужной температуры.
  • На некоторых моделях настроенная цифра автоматически меняется на текущую температуру в комнате – не путайтесь.
  • Кондиционер не будет холодить, если на пульте вы настроили 25, а в комнате, допустим, уже 24 градуса. Тоже касается и режима обогрева (прибор не будет греть, если в комнате нужная температура уже достигнута).
  1. Чтобы изменить скорость потока воздуха из внутреннего блока нужно найти кнопку «Fan speed» (это может быть просто «Fan» или просто «Speed», или значок «вентилятора»).

На дисплее скорость вращения вентилятора отображается в виде шкалы или надписей low/med/high/auto (медленная/средняя/быстрая/автоматическая скорости). При настройке автоматической скорости прибор сам выбирает с какой скоростью в данный момент крутить вентилятор.

Настройка скорости не влияет на значение настроенной температуры (например, если настроили 25 градусов, то они же будут поддерживаться). Эта функция влияет лишь на быстроту охлаждения помещения (быстроту достижения заданной температуры).

Важно не путать регулировку скорости вращения вентилятора «Fan», и режим работы «Fan» (вентилирование – переключается при помощи кнопки «Mode»). Также не путаем автоматическую скорость вращения вентилятора с автоматическим режимом работы прибора («Auto» — переключается также при помощи кнопки «Mode»).

  1. Чтобы изменить направление потока воздуха нужно найти кнопку «Swing» или «Air flow» или «Air direction» (она может быть в виде значков «похожих на стрелки» или «похожих на скобки»).

Поток у любого кондиционера регулируется в двух направлениях – вверх/вниз и вправо/влево. Вверх/вниз у любого кондиционера регулируется кнопкой на пульте. А вот вправо/влево может быть регулировка и в ручном виде (в этом случае будьте осторожны и лучше выключите кондиционер).

Вариаций работы кнопки «Swing» вверх/вниз бывает несколько:

  • бывает, что направление меняется в самом простом режиме (один раз нажали – шторки «плавают», второй раз нажали – шторки зафиксировались в любой точке амплитуды);
  • бывает, что направление меняется пошагово (один раз нажали – шторка на шаг передвинулась, второй раз нажали – шторки еще на шаг передвинулись и так далее);
  • бывает, что положение меняется, как показывает схематическое изображение на дисплее пульта.

Рекомендую с настройкой направления потока поэкспериментировать, чтобы найти самое безопасное положение (чтобы поток воздуха не дул на людей и на зоны отдых домочадцев – подробнее читайте здесь)

Это были основные кнопки, которые есть абсолютно на каждом пульте. Далее разберем дополнительные, более редкие кнопки и функции.

  1. Чтобы включить «режим сна» используются кнопки «Sleep» (так же может быть «Good sleep»). Алгоритм работы данной функции у всех кондиционеров разный, но объединяет их то, что вентилятор работает на самых медленных оборотах. В данном режиме может автоматически изменяться настроенная температура не более чем на 2 градуса – это происходит постепенно в течение нескольких часов. Связано это с фазами сна человека, чтобы температура ночью при засыпании, пробуждении и в фазе глубокого сна была наиболее комфортной и безопасной.

На дисплее в режиме сна часто изображается значок «в виде луны». Подробнее как работает именно ваша модель при активации данной опции можно узнать только в инструкции по его эксплуатации (идет с документами к «сплиту»).

Примерно такую же функцию выполняет тихий режим «Quiet», только температура автоматически не изменяется.

  1. Чтобы максимально быстро охладить помещение используется так называемый «турбо режим». Кнопки на пульте имеют надписи «Turbo», «Jet», «Jet cool», «Powerful», «Hi power», или значок похожий на значок «ускоренного вентилятора». Чтобы активировать ускоренное охлаждение нужно один раз нажать соответствующую кнопку. После чего вентилятор внутреннего блока начинает вращаться с наибольшей скоростью. При достижении заданной температуры «турбо режим» автоматически отключается. Так же его можно отключить самостоятельно повторным нажатием кнопки.
  2. Чтобы запрограммировать время включения или отключения прибора используется таймер. У разных кондиционеров кнопки настроек таймера отличаются. У каких-то моделей всего одна кнопка («Timer»), у каких-то моделей на настройку времени предусмотрен целый блок кнопок («Clock», «Timer on», «Timer off», «On», «Off», «Cancel», «Set» и различные стрелки). У таких моделей настройка интуитивно более понятна – нужно сначала настроить текущее время, затем время включения или отключения «кондёра». А в моделях, где всего одна кнопка «Таймер», функцию переключения времени выполняют стандартные кнопки (регулировки температуры, вентилятора и прочие).
Читайте также:  Как настроить распределение лидов в битрикс24

В большинстве случаев настройка начинается с нажатия кнопки «Timer». А далее лучше пользоваться инструкцией для конкретной модели для настройки текущего времени, времени включения или отключения «сплита». Если инструкция утеряна, то попробуйте найти её в интернете. Крайний вариант это пытаться настроить время и таймер так называемым «методом тыка».

  1. Чтобы отключить подсветку индикации на внутреннем блоке, на некоторых пультах предусмотрена кнопка «Light» (так же может быть «Led display»). Эта функция просто отключает подсветку, если она раздражает, например, ночью. Ни на какие настройки отключение дисплея не влияет и кондиционер продолжает работать в настроенном режиме. Чтобы включить подсветку нужно повторно нажать на кнопку «Light».
  2. Чтобы активировать функцию самоочистки внутреннего блока на некоторых моделях есть кнопка «Clean» (может быть «Auto clean», «X-fan», «Blow»). Смысл этой функции заключается в том, чтобы просушить детали внутреннего блока от влаги (таким образом предотвратить появление плесени). Работает эта опция после выключения сплит-системы – вентилятор внутреннего блока продолжает вращаться некоторое время (обычно до 20 минут). При активации автоочистки (самоочистки) на дисплее пульта обычно загорается значок похожий на вентилятор. Поэтому очень легко перепутать эту опцию со стандартной регулировкой скорости вентилятора.
  3. Чтобы активировать ионизатор или плазменный генератор для некоторых кондиционеров предусмотрена кнопка «Plasma» (может быть «Ion» или что-то подобное). Благодаря этой функции включается в работу дополнительный фильтр, осуществляющий в общем смысле две функции:
  • очищает воздух от пыли и микробов;
  • обогащает воздух отрицательными ионами.

Осуществляется это благодаря электростатическому полю, создаваемым дополнительным устройством во внутреннем блоке кондиционера. Опция полезная, если она есть на вашей модели, то обязательно пользуйтесь.

  1. Чтобы настроить поддержание температуры по датчику в пульте, а не по датчику во внутреннем блоке, на некоторых моделях предусмотрена кнопка «I-Feel». Данная опция призвана более точно поддерживать температуру в зоне отдыха человека. Но, по моему мнению, вполне можно настроить комфортную температуру и с традиционным датчиком.
  2. Чтобы посмотреть текущую температуру в комнате на некоторых пультах предусмотрена кнопка «Temp». При ее нажатии на дисплее пульта или на дисплее внутреннего блока отображается текущая температура в помещении. Через несколько секунд после нажатия на данную кнопку, снова показывается настроенная температура. На некоторых кондиционерах текущая температура может показываться постоянно на внутреннем блоке устройства (отображается автоматически после настройки температуры).

«Скрытые» кнопки на пультах сплит-систем

На некоторых пультах есть «углубленные» кнопки, которые нажимаются тонким предметом. Это обычно кнопки «Reset» – сбрасывает настройки пульта к заводским (обычно к автоматическим). И кнопка «Lock», которая блокирует пульт от случайного нажатия (или, например, от детей). Чтобы разблокировать нужно нажать её повторно.

Последовательность настройки любого кондиционера

  1. Сначала включаем кондиционер в «сеть»;
  2. Включаем прибор кнопкой «On/off»;
  3. Выбираем нужный режим кнопкой «Mode». Ждем 10 минут, и параллельно продолжаем настройку по следующим пунктам;
  4. Настраиваем нужную температуру кнопками «Temp» или стрелками;
  5. Если требуется, то настраиваем нужную скорость вращения вентилятора;
  6. Если требуется, то настраиваем направление потока воздуха регулировками жалюзи «Swing»;
  7. Если требуется, то активируем дополнительные опции – ионизатор, самоочистка, «i-feel», «sleep», «turbo» и прочие.

P.S. Если в комнате текущая температура соответсвует настроенной, то кондиционер не будет холодить (или греть в зависимости от режима).

Значки и кнопки на внутреннем блоке сплит-системы

Практически на всех внутренних блоках есть одна «волшебная кнопка», с помощью которой можно включить кондиционер с автоматической настройкой. Обычно она малозаметна – находится под передней крышкой блока на корпусе или на дисплее. Обозначается «auto» или «on/off». Настроить необходимые параметры при помощи этой кнопки нельзя – потребуется пульт, хотя бы универсальный (если утерян штатный). Подробнее об этой скрытой кнопке читайте по ссылке ниже (на статью про включение кондиционера без пульта).

Инструкции по настройке кондиционера в различных режимах

Если вам нужно включить кондиционер в определенном режиме, то на моем сайте уже есть все инструкции:

Рассмотренные в данной статьи кнопки и функции наиболее часто встречаются на пультах, но и попадаются «навороченные» пульты, где тоже есть все те же опции, только обозначены необычно. Примеры: круглые пульты на LG Stylist, так же на пультах Electrolux непонятные обозначения и прочие.

На этом, пожалуй всё… Если статья была для вас полезна, то оставляйте комментарии!

Источник



Как правильно включить кондиционер на тепло

Разбираясь в вопросе, как правильно включить кондиционер на тепло, необходимо обозначить, что производитель в комплекте к прибору прикладывает инструкцию по применению. В ней все по полочкам разобрано. Но если данная инструкция утеряна, тогда придется разбираться самостоятельно. Поэтому рассмотрим, как провести настройку на тепло правильно.

Можно ли включать кондиционер на обогрев зимой

Вопрос, поставленный этим разделом, имеет одну подоплеку. А именно – все кондиционеры типа зима-лето, а это сплит-системы, могут использоваться в качестве обогревательного прибора. Чаще, как вспомогательного к основной отопительной сети. Но работать они могут только при определенной температуре. То есть, производитель точно указывает минимальный температурный режим, при котором кондиционеры можно эксплуатировать.

Чаще всего это минус 5-10С. У инверторных моделей данный предел немного ниже – до минус 15С. То есть, если температура на улице ниже этих параметров, то включать прибор запрещено. Просто произойдет обледенение внешнего блока, что приведет к его поломке.

Как включить кондиционер на обогрев

Чтобы включить кондиционер на обогрев, надо использовать дистанционный пульт управления. Вот последовательность проводимых манипуляций.

  1. Включается сам прибор путем нажатия на пульте кнопки «Пуск».
  2. Затем надо найти кнопку, обозначающее тепло. Это «HEAT». Нажимаем на нее.
  3. Тепловая кнопка не всегда есть на пульте управления, поэтому ищем другую – «MODE», что обозначает переключение режимов. Нажимаем на нее.
  4. На дисплее пульта должны появиться несколько значков: капелька, снежинка, вентилятор и солнце. Нам нужно солнышко.
  5. Нажимаем на него, появляется слово «HEAT». То есть, то, что нам и необходимо.
  6. Таким образом кондиционер переключен в режим обогрева. Надо настроить теперь температурный режим.
  7. Находим жестик, на котором обозначены два символа: плюс (+) и минус (-). Первый повышает температуру, второй уменьшает. Перемешаем их в необходимом направлении и нажимаем жестик по центру, то есть «ОК». Таким образом фиксируем заданную температуру. Она должна быть выше, чем температура в помещении.
Читайте также:  Outlook как настроить удаление старых писем

Обратите внимание, что сначала начинает вращаться вентилятор. А компрессор включится только через 5-10 минут в зависимости от марки и модели кондиционера. На некоторых приборах сначала настройку производят на пульте, а только потом нажимают «Пуск». И еще один момент – при любом нажатии на любые кнопки на пульте сплит-система должна издавать звуки (пищать). На кондиционерах некоторых моделей установлены сигнальные огни. Они также реагируют на манипуляции с пультом, чаще синхронно с писком.

Если дует холодным

Итак, кондиционер настроен и включен на режим обогрева. Через 5-10 минут из его внутреннего блока должен подуть теплый воздух. Но этого не происходит, в чем же дело. Причины две:

  1. Неправильно была проведена настройка, поэтому попробуйте еще раз повторить все, что было сделано в первый раз.
  2. Что-то не так с самим кондиционером.

Если после повторной попытки настроить прибор на обогрев ничего не изменилось, значит, надо вызывать мастера. Самая часто встречаемая поломка – нехватка хладагента, то есть, фреона. Значит, в системе есть место, через которое фреон утекает. Его надо найти и запаять. После чего в кондиционер заливается хладагент. Своими руками это сделать невозможно, потому что в первую очередь для этого необходимы специальные приспособления, плюс сам фреон, который располагается в баллоне.

Преимущества и недостатки обогрева помещений с помощью кондиционера

Надо отметить, что сплит-системы – это новый вид отопительного оборудования, который, как и все другие нагревательные элементы, имеет свои плюсы и минусы. Начнем с преимуществ.

  1. По сравнению с другими нагревательными приборами кондиционеры зима-лето обладают более высоким КПД, в два-три раза.
  2. У них принудительная форма вентиляции, отсюда и быстрый нагрев воздуха в закрытом помещении.
  3. Полная автоматизация процесса.
  4. Многофункциональность, то есть, прибор работает и на охлаждение, и на обогрев.
  5. Простота обслуживания, которая заключается лишь в том, чтобы протирать пыль с поверхности корпуса и чистить съемные сетчатые фильтры один раз в несколько месяцев.
  6. Монтаж кондиционера – это несложно и очень быстро. Конечно, необходимы знания и умение владеть несложными инструментами. Основная задача монтажника – правильно установить два блока и соединить их между собой.

Что касается недостатков сплит-систем при их использовании зимой, то необходимо отметить три основных минуса.

  1. Со снижением температуры на улице снижается и эффективность работы прибора.
  2. Цена кондиционера зима-лето намного выше, чем других электрических нагревательных приборов. Но она компенсируется универсальностью.
  3. Неравномерный прогрев воздуха в помещении. Хотя это касается всех нагревательных элементов и систем, кроме теплых полов.

На что обратить внимание при выборе

Выбирая кондиционер с системой обогрева, надо обращать внимание на два показателя:

  • соотношение мощности нагрева к потребляемой – СОР;
  • отношение мощности охлаждения к потребляемой – EER.

В первом случае параметр должен располагаться в диапазоне 2,8-4, во втором – 2,5-3,5. Сегодня все чаще производители предлагают энергоэффективные модели, обозначенные буквой «А». Так вот в них данные параметры должны быть в пределах: первый 3,2-3,6, второй – 2,2-2,4. Эти значения обязательно указываются в паспорте изделия.

В независимости от указанных параметров, подборку прибора надо проводить, исходя из предстоящих условий его эксплуатации, куда входят габариты комнаты, влажность внутри нее, каковы будут теплопотери через оконные и дверные проемы. То есть, все индивидуально. Именно от этого, как показывает практика, и можно говорить об эффективности нагрева с помощью кондиционера.

Источник

Правильно пользуемся современными климат-системами

Хорошо настроенная климатическая система ― инженерный шедевр. Учитываются даже такие нюансы, как используемая в то или иное время года одежда.

Правильный микроклимат в салоне автомобиля ― это не только вопрос комфорта. Если температура в кокпите повышается с 25 С° до 35, время реакции водителя увеличивается примерно на 20%. Например, фирма SEAT считает, что «перегретый» водитель опасен в той же степени, что и пьяный с содержанием алкоголя в крови 0,5 промилле. Кроме того, климатические системы помогают держать чистыми окна. Всё это вопрос не только уюта, но и безопасности.

Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.

Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.

Цифры, задаваемые вами на автоматическом климат-контроле, ― всего лишь некий условный индекс уюта, а не точная температура в градусах Цельсия. В разных частях света у людей свои привычки и представления о комфорте, и автопроизводители это учитывают. Одна и та же фактическая температура в салоне может соответствовать 20–22 «градусам», выставленным на пульте европейского автомобиля и 22–24 «градусам» ― в машине азиатского бренда. Поэтому пересев из Фольксвагена в Nissan, не удивляйтесь, что будете замерзать при привычной цифре «22» на дисплее.

Читайте также:  Как настроить веб страницу в телефоне

Ручное управление направлением обдува ― тоже в некотором роде иллюзия. Даже если речь идёт об автомобиле с прямым механическим управлением «печкой», например, перевод рукоятки в положение «в ноги» означает лишь то, что вниз пойдёт основной поток. Десять-двадцать процентов воздуха всё равно будет подаваться на лобовое и боковые стёкла, чтобы они не запотевали, а разница температур между верхними и нижними слоями не стала дискомфортной. Сейчас почти все «печки» и «кондеи» достаточно мощны, а разница между плохими и хорошими системами заключена именно в нюансах подобных тонких настроек.

Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.

«Лицо» климат-контроля ― его пульт управления. Мы считаем, что он должен быть организован логично и рассчитан на руки в перчатках. Хорошо, когда даже в автоматическом режиме на дисплее показывается, куда и как дует климатическая система, а не просто горит Auto ― это спасает от лишних манипуляций. Для России особенно важно, чтобы легко было на ощупь включить рециркуляцию воздуха ― вероятность «упереться» на шоссе в дымящий КамАЗ или карбюраторный пазик, не имея возможности обогнать их на протяжении нескольких километров, очень велика. Спасение от сажи и вони в салоне ― только в закрытии заслонки рециркуляции.

Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.

В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.

Поэтому самый важный совет: не мешай машине работать! Выставить комфортный индекс температуры, нажать кнопку Auto и ничего не трогать. Но сначала надо позволить автоматике работать максимально эффективно ― открыть все дефлекторы, не заслонять датчики и не открывать окна и люк. Правда, если нежарко и нет опасности запотевания стёкол, можно вручную отключить кондиционер. Многие современные компрессоры регулируются по производительности плавно и не увеличивают расход топлива так драматически, как было лет 20 назад. Однако физику не обманешь: несколько процентов роста расхода всё равно «кондей» даёт.

Современные блоки HVAC (Heating, Ventilation, Air conditioning) ― то есть собственно «комбайны», готовящие и поставляющие воздух в салон, ― рассчитаны на постоянное использование кондиционера. Понятие «кран печки» фактически ушло в прошлое ― на большинстве машин охлаждающая жидкость циркулирует в радиаторе отопителя и зимой, и летом. Порой отопитель последовательно «врезан» в малый круг системы охлаждения, через него проходит вся жидкость, и на морозе «печка» начинает греть раньше и сильнее. Так сделано даже на вазовских машинах. Но летом раскалённый радиатор, пусть и перекрытый заслонками, тоже частично подогревает забортный воздух ― и рука тянется к кнопке A/C.

Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

Это вовсе не спиральные ТЭНы, как у бабушки на даче, а так называемые PTC-резисторы, где PTC переводится с английского как «позитивный температурный коэффициент». Нагревательный элемент изготавливается из легированной поликристаллической керамики на основе титаната бария, а смысл в том, что его производительность сама меняется в зависимости от температуры. Работают они при температуре около 270 С°, а КПД может превышать 90%! Обычно в легковушках применяются PTC-догреватели мощностью около одного-полутора киловатт.

Чисто конструктивно блоки HVAC почти не меняются, но совершенствуются в мелочах. Например, работают всё тише и эффективнее ― благодаря бесщёточным электродвигателям вентилятора, установленным на мягких опорах, а также специальному покрытию дефлекторов. Системы старт-стоп вынуждают применять испарители кондиционера с термоаккумуляторами ― запаянными трубками с жидкостью, встроенными в соты: чтобы прохлада была доступна и какое-то время после выключения двигателя. Всё чаще используются дефлекторы, в которых можно менять не только направление и интенсивность потока, но и его «фокусировку».

Новые подходы появляются разве что в связи с распространением электромобилей. Здесь от климатики требуется экономичность. Пяти минут работы шестикиловаттного отопителя автомобиля Tesla Model S достаточно, чтобы «украсть» примерно три километра запаса хода. Вместо традиционных систем есть смысл использовать «тепловые насосы», то есть «кондиционер наоборот».

Экономить начинают даже в мелочах: автоматика активнее использует режим рециркуляции, чтобы не тратить энергию на приведение «в должный вид» воздуха с улицы. Есть системы, отключающие воздухообмен в тех или иных зонах кузова, если там никто не сидит. В целом ― хорошо, когда важные системы автоматизируются и забирают у водителя часть рутины. Проблема только в том, что полностью адекватные климатические установки встречаются разве что в премиальных сегментах. И дело не только в числе датчиков или мощности РТС-догревателя ― но и в настройках, и в опыте автопроизводителя. Поэтому нажимая кнопку Auto, не теряем бдительности.

Источник