Меню

Тепловое реле декрафт как настроить

Схема подключения теплового реле – принцип работы, регулировки и маркировка

Электродвигатели и прочее электрооборудование в процессе эксплуатации могут испытывать высокие нагрузки, вызывающие их перегрев. Частые перегревы обмоток силовых установок приводят к разрушению изоляционных материалов и значительному сокращению срока службы, поэтому в конструкции таких устройств предусматривают защитное тепловое реле (ТР). Подключениев схему теплового реле обеспечивает обесточивание электрооборудования при возникновении нештатных ситуаций и предотвращает его выход из строя.

Содержание статьи

Основные характеристики тепловых реле

Основные характеристики теплового реле, учитываемые при выборе подходящего варианта:

  • Номинальный ток защиты. Выбирается в соответствии с номинальным током нагрузки. Номинальный ток термореле должен быть в полтора раза выше Iном защищаемого двигателя.
  • Интервал регулирования установки тока срабатывания.
  • Напряжение цепи и характер тока – постоянный или переменный. При выходе напряжения за допустимые пределы термореле выйдет из строя.
  • Номенклатура и число вспомогательных контактов управления. Некоторые ТР имеют дополнительные контакты, управляющие функционированием самого теплореле и обслуживаемой нагрузки.
  • Мощность коммутации. Важное свойство ТР, которое характеризует выходную мощность нагрузки.
  • Граница (порог) срабатывания. Это коэффициент, величина которого зависит от величины Iном. Чаще всего этот коэффициент находится в пределах 1,1-1,5.
  • Чувствительность к асимметрии фаз. Этот параметр равен отношению фазы с перекосом к фазе, по которой проходит Iном.
  • Класс отключения. Характеризует усредненный период срабатывания устройства.

Устройство и принцип работы тепловых реле

Для защиты электродвигателей и другого электрооборудования чаще всего применяют ТР с биметаллическими пластинами.

В конструкцию биметаллического теплового реле входят:

  • Биметаллическая пластина. Изготавливается из двух сплавов, обладающих разными коэффициентами термического расширения. Обычно это инвар (низкий Кр) и хромоникелевая сталь (более высокий Кр). Между собой их сваривают или соединяют прокаткой. Один из этих металлов нагревается быстрее, другой – медленнее. При перегрузке по току часть пластиныс высоким Кр прогибается ко второй частипластины, которая имеет меньший Кр. Такое движение влияетчерез толкатель на группу контактов.
  • Регулятор тока установки. С его помощью устанавливают максимальное значение тока, выше которого ТР обесточивает цепь. Ток срабатывания регулируется путем увеличения или уменьшения зазора между основной пластиной и толкателем.
  • Электрические контакты. Их подключают к обмоткам магнитного пускателя теплового реле. Обычно в ТР имеются два контакта – нормально замкнутый и нормально разомкнутый. При силовом воздействии биметаллической пластинки контакты меняют свое положение на противоположное.

Нагрев биметаллической пластины происходит по одной из двух схем: непосредственно из-за тока перегруза или косвенно, через отдельный термочувствительный элемент. В одном устройстве могут соединяться оба этих принципа, что значительно повышает его эффективность. При превышении критических величин тока потребителя реле разомкнет цепь и обесточит МП, а следовательно, защищаемое электрооборудование.

На срабатывание релейного элемента может повлиять повышенная температура окружающей среды. Для компенсации этого явления и предотвращения ложных срабатываний в конструкции ТР предусматривают дополнительные биметаллические пластины, которые прогибаются в сторону, противоположную пространственному положению основного элемента.

Виды тепловых реле

Производители предлагают несколько типов ТР, которые отличаются между собой конструктивными особенностями и видом применяемых МП.

  • ТРП. Однополюсный коммутационный аппарат, имеющий комбинированный вариант нагрева. Используется в сетях постоянного тока, в которых напряжение не превышает 400 В, для защиты асинхронных двигателей. Устойчив к ударным и вибрационным нагрузкам.
  • РТЛ. Защищает электромоторы от затянутого пуска, асимметрии токов, перегрузов, при исчезновении фазы.
  • РТТ. Обеспечивает защиту асинхронных трехфазных машин с КЗ ротором от перегрузок, затянутого старта и перекоса фаз.
  • ТРН. Используется в электросетях постоянного тока. Служат для контроля пуска электрических установок и рабочего режима двигателя.
  • РТИ.Функционирует совместно с автоматическими выключателями или предохранителями.
  • РТК. Предназначен для использования в цепях автоматики, контролирует температурный режим в корпусе электрического оборудования.

Перечисленные ТР не защищают электроцепи от короткого замыкания.

Схема подключения теплового реле

Подсоединение ТР к силовым установкам осуществляется в соответствии с инструкцией производителя. В большинстве случаев ТР к защищаемому устройству подключают через нормально замкнутый контакт, который последовательно соединяют с клавишей «стоп». Разомкнутый контакт включает теплозащиту при выходе тока за допустимые значения. Схемы подключения теплового реле в цепь двигателя или другого электрооборудованиямогут быть и другими, в зависимости от присутствия дополнительных устройств.

Стандартная схема подключения теплового реле

Тепловое реле устанавливают и подключают вместе с магнитным пускателем, выполняющим функции включения электрического привода. Возможны варианты, когда тепловое реле устанавливают на DIN-рейку или отдельную панель.

При подключении потребителя в сеть 220 В или 380 В все фазы после магнитного пускателя пропускают через тепловое реле, а затем уже подсоединяют к электродвигателю. При включении пусковой кнопки напряжение электропитания попадает на обмотку МП, который включает электродвигатель. Если ток нагрузки увеличивается до значения, превышающего критическую величину, тепловое реле срабатывает и отключает электродвигатель.

Тепловое реле ТРН имеет всего два входящих подключения. Неподключенный провод фазы в этом случае пускают непосредственно от пускателя к двигателю. Поскольку ток в электродвигателе изменяется пропорционально, допускается контроль только двух из них (любых).

Читайте также:  Брелок томагавк как настроить звук

Регулировка теплового реле

Для эффективного выполнения функции отключения электродвигателя или другого обслуживаемого аппарата необходимо правильно отрегулировать настройки ТР таким образом, чтобы вероятность ложных срабатываний была исключена. Настройку рекомендуется осуществлять на специализированном стенде способом фиктивных нагрузок:

  • Через термочувствительный элемент пропускают ток для моделирования реальной тепловой нагрузки.
  • С помощью таймера определяют время срабатывания. При проведении настройки с помощью контрольного винта при токе 1,5 Iн время срабатывания должно быть не более 2,5 минут, 5-6 Iн – не более 10 секунд.

Маркировка тепловых реле

В маркировке указывается большинство важных характеристик ТР. Пример обозначения: РТЛ-Х1Х2Х3-Х4-Х5А-Х6А-Х7Х8, где

  • РТЛ – тип теплового реле;
  • Х1 – ном.ток, 1 – до 25 А, 2 – до 100 А, 3 – до 250 А, 4 – до 510 А;
  • Х2– 3 цифры (условно), обозначающие диапазон токовой уставки;
  • Х3–литера, характеризующая исполнение;
  • Х4– способ возврата: 1 – ручной, 2 – самовозврат;
  • Х5 – Iном, А;
  • Х6 – диапазон уставки по току, А;
  • Х7– климатическое исполнение;
  • Х8– торговая марка.

    Тепловое реле – эффективный элемент защиты электродвигателей и другого электрооборудования, который выгодно отличается от входного автоматического выключателя тем, что не подвержен ложным срабатываниям при кратковременных скачках тока.

    Источник

    Тепловая защита электродвигателя. Электротепловое реле.

    17 Дек 2014г | Раздел: Электрика

    Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели принципиальные схемы включения магнитного пускателя, обеспечивающие реверс вращения электродвигателя.

    Продолжаем знакомиться с магнитным пускателем и сегодня рассмотрим типовые схемы подключения электротеплового реле типа РТИ, которое предназначено для защиты от перегрева обмоток электродвигателя при токовых перегрузках.

    1. Устройство и работа электротеплового реле.

    Электротепловое реле работает в комплекте с магнитным пускателем. Своими медными штыревыми контактами реле подключается к выходным силовым контактам пускателя. Электродвигатель, соответственно, подключают к выходным контактам электротеплового реле.

    Внутри теплового реле находятся три биметаллические пластины, каждая из которых сварена из двух металлов, имеющих различный коэффициент теплового расширения. Пластины через общее «коромысло» взаимодействуют с механизмом подвижной системы, которая связана с дополнительными контактами, участвующими в схеме защиты электродвигателя:

    1. Нормально-замкнутый NC (95 – 96) используют в схемах управления пускателем;
    2. Нормально-разомкнутый NO (97 – 98) применяют в схемах сигнализации.

    Принцип действия теплового реле основан на деформации биметаллической пластины при ее нагреве проходящим током.

    Под действием протекающего тока биметаллическая пластина нагревается и прогибается в сторону металла, имеющего меньший коэффициент теплового расширения. Чем больший ток будет протекать через пластину, тем сильнее она будет греться и прогибаться, тем быстрее сработает защита и отключит нагрузку.

    Допустим, что электродвигатель подключен через тепловое реле и работает в нормальном режиме. В первый момент времени работы электродвигателя через пластины течет номинальный ток нагрузки и они нагреваются до рабочей температуры, которая не вызывает их изгиб.

    По какой-то причине ток нагрузки электродвигателя стал увеличиваться и через пластины потек ток выше номинального. Пластины начнут сильнее греться и прогибаться, что приведет в движение подвижную систему и она, воздействуя на дополнительные контакты реле (95 – 96), обесточит магнитный пускатель. По мере остывания пластины вернутся в исходное положение и контакты реле (95 – 96) замкнутся. Магнитный пускатель опять будет готов к запуску электродвигателя.

    В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена уставка срабатывания по току, влияющая на силу изгиба пластины и регулирующаяся поворотным регулятором, расположенным на панели управления реле.

    Помимо поворотного регулятора на панели управления расположена кнопка «TEST», предназначенная для имитации срабатывания защиты реле и проверки его работоспособности до включения в схему.

    «Индикатор» информирует о текущем состоянии реле.

    Кнопкой «STOP» обесточивается магнитный пускатель, но как в случае с кнопкой «TEST», контакты (97 – 98) не замыкаются, а остаются в разомкнутом состоянии. И когда Вы будете задействовать эти контакты в схеме сигнализации, то учитывайте этот момент.

    Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме (по умолчанию стоит автоматический режим).

    Для перевода в ручной режим необходимо повернуть поворотную кнопку «RESET» против часовой стрелки, при этом кнопка слегка приподнимается.

    Предположим, что сработало реле и своими контактами обесточило пускатель.
    При работе в автоматическом режиме после остывания биметаллических пластин контакты (95 — 96) и (97 — 98) автоматически перейдут в исходное положение, тогда как в ручном режиме перевод контактов в исходное положение осуществляется нажатием кнопки «RESET».

    Кроме защиты эл. двигателя от перегрузок по току, реле обеспечивает защиту и в случае обрыва питающей фазы. Например. При обрыве одной из фаз, электродвигатель, работая на оставшихся двух фазах, станет потреблять больше тока, отчего биметаллические пластины нагреются и реле сработает.

    Однако электротепловое реле не способно защитить двигатель от токов короткого замыкания и само нуждается в защите от подобных токов. Поэтому при установке тепловых реле необходимо устанавливать в цепь питания электродвигателя автоматические выключатели, защищающие их от токов короткого замыкания.

    Читайте также:  Wfre пульт как настроить

    При выборе реле обращают внимание на номинальный ток нагрузки электродвигателя, который будет защищать реле. В инструкции по эксплуатации, идущей в коробке, есть таблица, по которой выбирается тепловое реле для конкретной нагрузки:

    Например.
    Реле РТИ-1302 имеет предел регулировки тока уставки от 0,16 до 0,25 Ампер. Значит, нагрузку для реле следует выбирать с номинальным током около 0,2 А или 200 mA.

    2. Принципиальные схемы включения электротеплового реле.

    В схеме с тепловым реле используют нормально-замкнутый контакт реле КК1.1 в цепи управления пускателем, и три силовых контакта КК1, через которые подается питание на электродвигатель.

    При включении автоматического выключателя QF1 фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопки SB2 «Пуск», вспомогательный контакт 13НО пускателя КМ1, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

    При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его все нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.

    При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват. При замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» через контакты теплового реле КК1 поступают на обмотки электродвигателя и двигатель начинает вращение.

    При увеличении тока нагрузки через силовые контакты термореле КК1, реле сработает, контакт КК1.1 разомкнется и пускатель КМ1 обесточится.

    Если возникнет необходимость в простой остановке двигателя, то достаточно будет нажать на кнопку «Стоп». Контакты кнопки разорвутся, фаза прервется и пускатель обесточится.

    На фотографиях ниже показана часть монтажной схемы цепей управления:

    Следующая принципиальная схема аналогична первой и отличается лишь тем, что нормально-замкнутый контакт термореле (95 – 96) разрывает ноль пускателя. Именно эта схема получила наибольшее распространение из-за удобства и экономичности монтажа: ноль сразу заводят на контакт термореле, а со второго контакта реле бросают перемычку на катушку пускателя.

    При срабатывании термореле контакт КК1.1 размыкается, «ноль» разрывается и пускатель обесточивается.

    И в заключении рассмотрим подключение электротеплового реле в реверсивной схеме управления пускателем.

    От типовой схемы она, как и схема с одним пускателем, отличается лишь наличием нормально-замкнутого контакта реле КК1.1 в цепи управления, и тремя силовыми контактами КК1, через которые запитывается электродвигатель.

    При срабатывании защиты контакты КК1.1 разрываются и отключают «ноль». Работающий пускатель обесточивается и двигатель останавливается. При возникновении необходимости в простой остановке двигателя достаточно нажать на кнопку «Стоп».

    Вот и подошел к логическому завершению рассказ о магнитном пускателе.
    Понятно, что только одних теоретических знаний мало. Но если Вы будете практиковаться, то сможете собрать любую схему с применением магнитного пускателя.

    И уже по сложившейся традиции небольшой видеоролик о применении электротеплового реле.

    Источник

    

    Защита электродвигателя. Настройка теплового реле на электродвигателе

    Рассмотрим, как подключается контактор КМИ-10960 ИЭК на сеть 220 Вольт

    • В данном случае используем одну фазу А из трех A, B, C – желтый провод фаза А, и ноль N – синий провод.
    • В качестве нагрузки используем лампу индикаторную AD22DS на напряжение 220 вольт зеленого цвета свечения.
    • Нагрузку подключаем на клеммы теплового реле 2 (Т1) и 6 (Т3).
    • Питание подводим на клеммы электромагнитного контактора 1 (L1) и 5 (L3).
    • При этом сразу отметим, что дополнительно сделана перемычка между клеммами 1 (L1) и 13 (НО) – это сделано для того, чтобы и фаза, и ноль шли в разрыв, то есть отключались при выключении контактора.

    • Ну что? Поехали! Нажимаем на пуск.
    • Видим, что контактор включился – лампа загорелась. При этом фаза и ноль идут через контактор и через тепловое реле.
    • Нажимаем на красную кнопку стоп на тепловом реле и выключили – лампа перестала гореть.
    • Проверяем работоспособность. Нажимаем на кнопку пуск – выносная кнопка черного цвета, затем на красную кнопку стоп – на тепловом реле: 2 раза поочередно. Пуск – стоп. Пуск – стоп. Эти же кнопки соответствуют кнопкам на корпусе: пуск на корпусе – пуск на выносной кнопке черного цвета, стоп – красная кнопка стоп на тепловом реле.

    Настройка теплового реле для защиты электродвигателя

    Теперь рассмотрим, как настраивается электромагнитный контактор в корпусе с тепловым реле для работы электродвигателя от однофазной сети 220 В, либо это идет трехфазный электродвигатель с конденсатором. Таким образом, настроим тепловое реле для защиты электродвигателя.

    Как и сказано, вместо лампочки подключаем двигатель. Допустим, у подключенного электродвигателя номинальный ток работы составляет 8 Ампер.

    Мы производим следующие действия:

    • Сначала поворачиваем по часовой стрелке регулятор до максимального тока в 10 Ампер. Тепловое реле идет от 7 до 10 Ампер. РТИ-1314, РТН-1314, РТЭ-1314 все данные тепловые реле с одинаково цифровой маркировкой идут на одинаковой токовый диапазон от семи до десяти ампер.
    • Ставим на 10 ампер и нажимаем пуск. Повторяем, что вместо лампы должен быть электродвигатель.
    • Теперь, так как номинальный ток электродвигателя 8 ампер, мы вращаем токовый регулятор против часовой стрелки до уровня восьми ампер. Примерно на этом уровне тепловое реле должно сработать – выключиться. Таким образом на регуляторе будет тот ток, при котором выключится тепловое реле посредством срабатывания биметаллической пластины.
    • Теперь вращаем по часовой стрелке регулятор на ток 8,2-8,3 – что соответствует +2% +3%
    • Снова тестируем : нажимаем на пуск-стоп. Уже под нагрузкой электродвигатель должен нормально работать, не выключаясь. Если электродвигатель под нагрузкой работает, то есть не выключается после старта от размыкания теплового реле, то можно сказать, что тепловое реле настроено.
    Читайте также:  Как настроить ссылки в pdf

    Теперь в случае, если на электродвигателе вал заклинит, ток при этом возрастет на 10-20% и тепловое реле тут же сработает на отключение.

    Случай заклинивания вала электродвигателя

    Рассмотрим обратный случай, при котором включен электродвигатель с настроенным тепловым реле на показатель в 10 Ампер. Сымитируем случай заклинивания вала:

    • Ток в обмотке увеличивается на 10-20%.
    • Тепловое реле продолжает работать, то есть продолжает оставаться во включенном состоянии.
    • Обмотки электродвигателя начинают нагреваться, плавиться. Электродвигатель выходит из строя.

    Вот поэтому так важно именно настраивать тепловое реле перед тем, как эксплуатировать в нормальном режиме работы электродвигатель, даже на 220 Вольт.

    После того, как тепловое реле настроено на работу конкретного электродвигателя, закрываем крышку контактора КМИ-10960, и закручиваем по часовой стрелке крепежные винты.

    Следует отметить, что одинаковые по общему классификатору электродвигатели могут иметь разные параметры по току в нормальном режиме работы.

    Выбор электродвигателя по ппраметрам, а также сравнение типовых исполнений по электродвигателям можно сделать в подразделе ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ.

    Руководствоваться показателями на шильдике конечно же стоит при первоначальной настройке электродвигателя, а именно величиной тока при нормальном режиме работы электродвигателя, но лучше пользоваться описанным выше практическим способом , при котором исключаются возможные погрешности.

    Погрешности могут возникнуть случае:

    • Различных параметров электрической сети
    • Неточности данных в паспорте при изготовлении теплового реле
    • Неточности данных в паспорте при изготовлении электродвигателя

    Это был обзор, в котором сымитировано подключение электродвигателя, а также установлена и настроена тепловая защита на него. На этом все.

    Источник

    Как правильно настроить тепловое реле электродвигателя | Contact-pro.ru

    Как же правильно подобрать тепловое реле и выставить уставку на правильный ток защиты от перегрузки электродвигателя?

    Задаете вопрос, почему сработало тепловое реле? Сначала необходимо узнать ток полной нагрузки электродвигателя и скорее всего у Вас неправильно выставлена уставка номинального тока теплового расцепителя!

    Ток полной нагрузки при заданном напряжении, указывается на паспортной табличке, он является нормативным для настройки реле перегрузки. Из-за переменного напряжения во всем мире электродвигатели предназначены для использования как с частотой 50 Гц, так и с частотой 60 Гц в широком диапазоне напряжений.

    Поэтому диапазон тока указан на паспортной табличке электродвигателя. Точную допустимую нагрузку по току можно рассчитать, зная напряжение.

    Ну а теперь перейдем к расчету правильной уставки теплового реле!

    За пример возьмем насос Grundfos.

    Вводные данные для расчета берем из таблички на электродвигателе.

    U = 220-277 ∆ / 380-480 Y В

    Формула рассчета номинального тока (ток полной нагрузки) In = 5,70 — 5,00 / 3,30 — 2,90 А

    Представим, что:

    • Ua = фактическое напряжение 254 ∆ / 440 Y В (фактическое напряжение)
    • Umin = 220 ∆ / 380 Y В (минимальные значения в диапазоне напряжений)
    • Umax = 277 ∆ / 480 Y V (Максимальные значения в диапазоне напряжений)

    Соотношение напряжений определяется следующими уравнениями:

    • Для схемы подключения треугольник UΔ = (UA — Umin) / (Umax — Umin),что в данном случае: UΔ = (254 — 220) / (227 — 220) = 0,6
    • Для схемы подключения звезда UY = (UA — Umin) / (Umax — Umin), что в данном случае: UY = (440-380) / (480-380) = 0,6

    И так мы получаем, что UΔ = UY

    Теперь рассчитаем минимальные и максимальные ток полной нагрузки (I)

    • Imin = 570 / 3,30 А (Текущие значения для схемы треугольник и звезда при минимальном напряжении)
    • Imax = 500 / 2,90 А (Текущие значения для схемы треугольник и звезда при максимальных напряжениях)

    Теперь рассчитаем фактический ток полной нагрузки нашего насоса (I)

    • Ток для значений при схеме подключения треугольник: 5,70 + (5,00 — 5,70) × 0,6 = 5,28 = 5,30 A
    • Ток для значений при схеме подключения звезда: 3,30 + (2,90 — 3,30) × 0,6 = 3,06 = 3,10 А

    Главное правило: тепловое реле перегрузки двигателя всегда настраивается на номинальный ток, указанный на паспортной табличке.

    Однако если двигатели спроектированы с учетом эксплуатационного фактора, который затем указан на паспортной табличке, например. 1.15, установленный ток для реле перегрузки может быть увеличен на 15% по сравнению с током полной нагрузки или с коэффициентом эксплуатации в амперах , который обычно указывается на паспортной табличке.

    ВЫВОД: в нашем случае двигатель подключен по схеме звезда = 440 В 60 Гц, реле перегрузки должно быть установлено на 3,1 А.

    Источник